Главная » Статьи » Страничка психолога |
Взаимосвязь речевого развития и творческого мышления детей Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, то есть слово – это продукт мышления. Как же родители могут воздействовать на развитие взаимосвязи речь-мышление? Посмотрим на это с позиции… рисунка ребёнка. Представим, что... Ребёнок видит кошку, сидящую на снегу. Двухлетний ребёнок говорит: «Киса - мяу-мяу! Киса бай-бай» Двухлетний ребёнок просто констатирует факт – озвучивает, что видит. Ребёнок ни к кому не обращается, не пытается вызвать ответную реакцию. Если взрослый хочет наладить диалог, то ведущая роль – у взрослого. Ребёнок проговаривает имеющиеся знания, не делая логических связок: вот кошка. Кошка говорит мяу-мяу. И в его облегчённой речи эта часть озвучивания ситуации выглядит как «киса – мяу-мяу!». Ребёнок пока ещё упрощает то, что видит: кошка лежит, значит, она спит. Вот вам и «киса – бай-бай». Если ребёнка попросить нарисовать кошку, то это будет, беспорядочное смешение линий, в которых ничего нельзя угадать, потому что у ребёнка мышление ещё не видит связки, только учится анализировать. Разбитие картинки на детали, поиск взаимосвязей – это ещё не то, что может двухлетний малыш. Развивая речь и мышление ребёнка, можно говорить с ним, заниматься по пособиям, а можно… рисовать! Покажите кошку, обратите внимание на детали, которые из-за недостаточной развитости мышления ускользнули от ребёнка. Помогите ребёнку нарисовать пальчиковыми красками круглый животик, пальцами поставить полосочки на теле кошки, фломастером нарисовать усы. Сделайте из пластилина глазки, соберите пальцы ребёнка в щепотку и пальчиковой краской ставьте на листе отпечатки – это кошка бежит по снегу – топ-топ-топ. Снег – брррр, холодный! Кошечка замёрзла. Вырежьте из цветной бумаги листик (это будет одеялко) и укройте киску на рисунке. Скажи киске – «бай-бай, спи, киска!» Аналогично можно каждый день выбирать какой-то предмет и рисовать, развивая понятие ребёнка цветов, формы, природных явлений и остального. Так через первичное рисование будет развиваться и мышление, и речь.
Трёхлетний ребёнок говорит: «Мама, смотри, киса лежит. Красивая киса, чёрная. Она гуляет». Речь ребёнка в 3 года грамматически более насыщена, она уже имеет направленность – обратить внимание другого человека на событие. Однако ребёнок ещё по уровню психического развития не готов вступать в обсуждения и делать сложные логические выводы. Он их делает сам и сообщает. Но некоторые логические связки уже производятся – хотя кошка лежит, это для трёхлетки уже не означает, что она спит, ведь у кошки поднята голова и раскрыты глаза. Пока ещё такие выводы не всегда логичны. У ребёнка всё просто - если кошка не спит, значит, гуляет. При этом употребление связующих наречий вроде «потому что» встречается в этом возрасте ещё не всегда, так как употребление таких связок требует развитой связи между полушариями мозга. Если мама не согласится с ребёнком, предложив своё рассмотрение ситуации, например, скажет, что кошка ждёт тут свою хозяйку, ребёнок, скорее всего, согласится. Мыслительный процесс ещё очень мобилен, а речевое недоразвитие не позволяет отстаивать своё мнение. Проще согласиться. С точки зрения творческого подхода в норме в этом возрасте начинается время «головоногов». Поэтому киса может быть похожа на колобок с множеством лап и хвостом. Ребёнок уже учится анализу и синтезу. Теперь он улавливает, что предметы могут дробиться на составляющие части (у кошки есть лапы, хвост, усы), а также может сделать синтез – из частей попытаться составить целое. Именно сейчас пришло время предложить ребёнку первые пазлы, сборные из частей конструкторы. Особенность мышления, так ярко проявившаяся в рисовании - в предметах, так и в обращённой к нему речи, ребёнок видит только отдельные детали, а не всю картину. Поэтому и о том, что перед нами на рисунке о кошке можно догадаться только по отдельным признакам вроде хвоста. Если вы выбрали художественно-эстетический метод развития ребёнка, пришло время познакомить вашего малыша с ориентацией в пространстве (кошка сидит на снегу ПОД деревом), начать учить сравнивать предметы (кошка маленькая, а девочка рядом- большая. Куст низкий, а дерево - высокое. Можно углубить знания цветовой палитры – голубой, розовый. На рисунке могут проявиться и математические познания – кошка на рисунке ОДНА, а снежинок из пайеток можно наклеить МНОГО. Кроме пальчиковых красок надо рисовать мелками, кисточкой, делать коллажи из разных материалов, учиться работать ножницами. В лепке осваиваются формы шар, колбаска – что развивает межполушарные связи, а также ребёнок может отщипывать кусочки (закрепляем пинцетный захват, который нужен для правильного удержания ручки) и резать колбаски (азы самообслуживания, развитие координации движений). Многие дети уже в этом возрасте начинают хорошо раскрашивать внутри контура, т.е. их интересуют раскраски. Кстати, ошибочно считать, что малышу нужны раскраски с крупным простым предметом. Большая груша на весь лист интересна, только если её раскрашивать красками. А вот в раскрасках фломастером, отметьте, ребёнок часто выбирает для раскрашивания две три небольшие детали, а остальное категорически не хочет раскрашивать. Это естественно. Потому не обвиняйте ребёнка в невнимательности и нетерпении, если он раскрашивает у машинок только колёса, а у девочки только шапочку и ботинки. Просто глаз ребёнка выявил самые существенные для него детали, и только они удостоились чести быть раскрашенными.
Четырёх-пятилетний ребенок говорит: «Смотри, мама, какая красивая чёрная кошка! Она лежит, потому что гуляла и устала. Мама, а у кисы лапки не мёрзнут?» В этом возрасте в норме ребёнок уже не просто говорит, фиксируя факты, а делает обобщения и логические выводы. И, если не может найти простого решения, спрашивает у собеседника. Это время «почемучки», ребёнок ежеминутно расширяет свои познания и словарный запас. Мышление ребёнка осваивает логику. Если вы развивали творческое мышление ребёнка , ему гораздо проще, чем остальным детям освоить этот этап развития. Теперь ребёнок учится делать отвлечённые выводы. Теперь ребёнок может представить какой-то предмет, не видя его. Так, посмотрев на прозрачный лёд, прозрачный стакан и стекло, ребёнок сделает вывод, что такое «прозрачность». И когда вы в сказке прочитаете ему про «прозрачные крылышки», которые подарили эльфы Дюймовочке, в голове ребёнка возникнет конкретный образ этих крыльев. Именно в этом возрасте, когда смотришь на детей, становится ясным, чьи родители сделали упор на интеллектуальное развитие (счёт, чтение с пелёнок и т.д.), а чьи – на развитие мышления ребёнка в целом. В возрасте 5 лет наиболее развитыми оказываются именно те дети, с которыми не забывали заниматься творчеством. Посудите сами – у них развита мелкая моторика (они рисовали и лепили), развито объёмное и плоскостное видение мира, простимулировано развитие межполушарных связей благодаря работе с ножницами и пластилинографии. Им проще даётся математика, так как у них более чёткое представление о дроблении на части, о пространственной ориентации. Интересное наблюдение – если сравнить в группе детей, с которыми читали с пелёнок, делали задания по пособиям с упором на математику или чтение, и детей, которых развивали через творчество, то выяснится, что «творческие» дети более усидчивы, чем «интеллектуалы», у них выше концентрация внимания, они внимательны к деталям. Да и стремление к познаванию мира у них гораздо выше, чем у детей, с которыми много занимались по логическим-математическим-буквенным пособиям. Если существует разница в познаниях, «творческие» дети быстро преодолевают этот разрыв и начинают заметно опережать детей из группы «суперинтеллектуалов». Следуя за развитием мышления, речь ребёнка в возрасте 4,5-5 лет делает резкий скачок – появляются сложносочинённые и сложноподчинённые фразы, ребёнок использует в речи союз «потому что». Теперь ребёнок не просто сообщает что-то, а тут же делится выводами или своими знаниями, логическими причинно-следственными связками, пусть даже и не совсем верными. И именно в это время родители любят
Ребёнок 6,5-8 лет. Около 7 лет в речи закрепляется правильное употребление союза «но». У детей 4-5 лет употребление союза «но» носит характер удивления. Например, папа обещал ребёнку, что за хорошее поведение поведёт в кафе, но сын видит, что они идут мимо кафе. Ребёнок замечает: «Папа-кафе! (констатация факта, но папа продолжает идти мимо) Но папа, я же вёл себя хорошо!» Или ещё примеры: «Но что это?» «Но я это не ем!» В подобных фразах «но» не носит характер противопоставления, это противоречие с тем, что ожидал ребёнок. Именно в около 7 лет (от 6 до 8) в речи ребёнка происходит трансформация, когда «но» начинает служить для противопоставления, для исключения из причинных и следственных связей. «Я хочу пойти гулять, но мама не пускает». « Я бы съела кашу, но только не гречневую!» Что же в это время происходит с рисунками ребёнка? Если мышление ребёнка развивается гармонично, то кошка будет максимально приближена к настоящей в меру художественных способностей ребёнка, и она уже не будет «висеть в воздухе», а ребёнок нарисует землю или крышу, забор, а, возможно, ещё и мышку в норке или миску с молочком. Так в рисунке проявляются те знания о предмете и его качествах, свойствах, которые уже известны ребёнку. Отмечу ещё раз, что уровень знаний ребёнка может быть высоким – ребёнок умеет читать, считать, но эмоционально-волевые и психические компоненты отставать в развитии. Рисование в младших классах - один из самых важных методов развития детей. Недаром сейчас рисование проникло во все предметы – ребёнку требуется нарисовать осенние листья на «Окружающем мире», раскрасить правильное число квадратиков на математике, обвести по точкам Винни-Пуха на русском языке в прописях и т.д. Таким образом, речь ребёнка с точки зрения составления фраз меняется в прямой зависимости от того, как развивается мышление ребёнка. На построение фразеологически правильной речи влияет как возраст ребёнка, так и отстуствие/присутствие осознания логических связей между событиями. Формировать правильную грамматическую речь и стимулировать развитие мышления мы может не только через стандартные логопедические упражнения, но и через творческую составляющую. Для развития ребёнка, его мышления и речи, вы можете использовать, например, такие художественно-эстетические задания:
Помните, что для ребёнка язык – это не система обозначений предметов, это создание новой вербальной реальности, которая накладывается на чувственную реальность, а не механически точно отображает её. Поэтому творчество помогает формированию речи и понятийного аппарата.
подготовила педагог-психолог Татьяна Викторовна Антонова | |
Просмотров: 1588 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0 | |