Вторник, 16.07.2024, 08:32
Главная » Статьи » Страничка психолога

Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников.

Каждый родитель мечтает не только о том, чтобы их ребёнок вырос здоровым и крепким, но и хочет, чтобы он был незаурядной личностью, успешным человеком в будущем. Поэтому, наряду с физическим развитием, большое внимание необходимо уделять образованию, а значит развивать у ребенка умственные и творческие способности, основой которых является развитие логического мышления.

Сегодня мы обратимся к одному из познавательных процессов, к мышлению. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей.

С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые: мы слишком много знаем, имеем слишком много готового знания, готовых мыслей. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Дети находятся в постоянном взаимодействии с окружающими их людьми. Они не развиваются в пустоте, - их мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задавая ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?»

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Поэтому задача взрослых может состоять в том, чтобы стимулировать развитие мышления, которое поможет ему, будучи школьником, легко усваивать различной сложности предъявляемый учителем материал.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое и психологическое здоровье, снижать желание учиться.

Дети, освоившие навыки и приёмы логического мышления

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;

  • Очень внимательны;

  • Обладают хорошей памятью;

  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;

  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;

  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;

  • Легко справляются с решением любой логической задачи;

  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;

  • Очень общительны и любознательны.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

      • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма.

      • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах, машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил. Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

      • Дети 4-5 лет

В данном возрасте в процессе игры важно акцентировать внимание детей на характерных отличиях игрушек. Именно эти отличия являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, ребенок уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

      • Дети 5-7 лет

Дети данной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза.

Значение игр в развитии логического мышления у детей.

Особенностью развития малышей дошкольного возраста считается разный уровень и темп их общего развития. Учитывая это, необходимо позаботиться о том, чтобы обучающий и игровой материал соответствовал не возрасту, а уровню развития ребёнка. Игра – это главный вид деятельности дошкольников, в процессе которого они познают мир.

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление. Игры данного уровня включают в себя:

  • детское лото;

  • детское домино (в картинках);

  • мозаика (гвоздиковая или магнитная с крупными или средними по размеру элементами);

  • наборы кубиков (не более 7-9 штук);

  • модульный материал (напольные/настольные наборы для строительства с лёгкими по весу и средними по размеру элементами);

  • игры на замещение и моделирование.

Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Для детей среднего возраста важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.

  • В этом возрасте дети должны ознакомиться с знаково-символическими функциями, необходимыми им в первые годы школьного обучения. Поэтому игровые процессы должны быть построены на основе моделирования и символизма предметов, их действий и свойств. К примеру, предложите ребенку нарисовать какое-нибудь животное. Затем предложите ему нарисовать его добрым, злым, голодным, весёлым. Также вы можете попросить его отсортировать все игрушки, например, по принципу «мягкий или твёрдый», «холодный или тёплый», «большой или маленький» и т.д.

Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.

  • Каждый раз ставьте перед ребёнком конкретную игровую задачу, независимо от того, с игрушками какого типа он играет: куклы, конструкторы, машинки, головоломки. Предложите ему самостоятельно придумать сценарий игры и проследите, чтобы ребенок строго его придерживался. Если он попытается импровизировать, попросите его объяснить вам, почему он решил изменить игровой сценарий. Этот приём научит его дисциплинированности, необходимой ему в годы школьного обучения.

  • Очень важны на этом уровне ролевые игры. Желательно, чтобы дети не играли одни и те же роли, а менялись ими в процессе игры.

Игры III уровня

Игры детей этой возрастной категории уже всегда осмысленны и по форме напоминают собой один из видов трудовой деятельности.

Если ребенок играет с конструктором, то результатом его работы становится некий бытовой предмет – дом, машина, шкаф и прочие вещи, полезные или необходимые в быту. Через призму игры он совершенствует движения своих рук и все умственные операции, которыми уже владеет.

Если ребёнок играет с куклами или мягкими игрушками, то, как правило, он моделирует семью, в которой игрушки выполняют функцию членов семьи или другие отношения: «доктор – пациент»; «милиционер – хулиган»; «продавец – покупатель» и т.д.

В процессе игр такого типа малыш учится налаживать социальные связи и вступать в отношения с другими субъектами социума.

Детям старшей дошкольной группы интересны игры на:

  • счёт и скорость;

  • группировку предметов (по запаху, форме, функциям, цвету и т.д.);

  • сравнение разных предметов между собой (по их свойствам);

  • разборка и воссоздание предметов (головоломки и пазлы);

  • подвижные спортивные игры (футбол, теннис, велосипед и т.д.).

  • В оформлении у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения. Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используются головоломки из спичек.

Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, - там нет и мышления.

Чтобы ребенок не утрачивал интерес и нашёл применение своим навыкам для дальнейшего их развития и совершенствования, необходимо организовать для него своеобразный «сенсорный центр». Это игровое место, где будут собраны материалы и предметы, которые ребёнок сможет изучать. Ребенку полезны игры, рассчитанные на детское восприятие и экспериментирование. Это работа с глиной, пластилином, песком, зеркалом, красками, мыльной пеной, хорошо, если для работы ребенка с этими материалами найдется место в вашей квартире.

Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. У каждого ребенка логическое мышление развивается разными темпами, но если его этому уделять внимание, результат обязательно будет позитивным.

Ваша задача как родителей сделать процесс развития ребенка увлекательным и интересным. А я желаю вам успехов.

 

Педагог-психолог В.В Богдановская

 

 

 

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (18.03.2019)
Просмотров: 6288 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]