Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);
2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):
а) получить хорошую оценку, избежать неприятностей;
б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.
Причины низкой мотивации к обучению:
1 неумение учиться;
2трудности в целеполагании;
3ошибки воспитательного характера;
4 социальная дезадаптация.
1 Неумение учиться:
-
Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.
-
Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
-
Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
-
Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков.
-
Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой. Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо, действовать по инструкции взрослого.
-
Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в школу.
2 Трудности в целеполагании:
-
Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу.
-
Отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
-
Неумение ставить цели и преодолевать трудности.
3 Ошибки воспитательного характера:
-
Гиперопека или бесконтрольность.
-
Завышенные требования или отсутствие требований.
-
Отсутствие единых требований.
-
Вовлечение ребенка в семейный конфликт.
-
Негативное отношение к школе.
4 Социальная дезадаптация:
-
Трудности во взаимодействии со сверстниками и учителями.
-
Неумение адекватно выражать негативные чувства.
-
Непринятие классным коллективом, школьные конфликты.
Еще одной особенностью настоящего общества является рождение «нового поколения» - «поколения 2000-х годов» или «детей – индиго». Поэтому взаимодействие с такими учениками требует существенно нового подхода в обучении. Особенностью восприятия таких детей является эмоционально окрашенное отношение ко всем сферам жизни, в том числе и к учению. Поэтому базовым условием гармоничного развития личности школьника является поиск путей эмоционально-чувственной оптимизации учебного процесса.
Формированию мотивации в целом способствуют:
-
включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
-
построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
-
занимательность, необычное изложение учебного материала;
-
использование познавательных игр, дискуссий и споров;
-
положительно окрашенная эмоциональная речь учителя;
-
максимальное снижение негативного воздействия на личность ученика;
-
вера в возможности каждого ребенка;
-
анализ жизненных ситуаций;
-
развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;
-
вовлечение учеников в разработку сенсорной подачи нового материала для лучшего его понимания и запоминания.
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций.
2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
-
Что ты сам думаешь об этом?
-
Тебе нравится твоя работа, ответ?
-
Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
-
Что тебе в этой работе удалось больше всего?
4.Социальные методы:
5. Методическая помощь родителям:
-
Рекомендации по режиму дня, организации деятельности;
-
Рекомендации по выполнению домашних заданий;
-
Формирование единства требований;
-
Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания
Учителю надо научиться решать следующие педагогические задачи:
1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем;
- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.
Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание.
В следующей статье представлены некоторые приемы повышения познавательной мотивации на уроках.
Творите вместе со своими учениками. Успехов!
Подготовила педагог-психолог Богдановская Виктория Викторовна.
|