Понедельник, 23.12.2024, 01:02
Главная » Статьи » Страничка психолога

повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса

 

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть:

1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);

2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):

а) получить хорошую оценку, избежать неприятностей;

б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.

 

Причины низкой мотивации к обучению:

1 неумение учиться;

2трудности в целеполагании;

3ошибки воспитательного характера;

4 социальная дезадаптация.

 

1 Неумение учиться:

  • Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

  • Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.

  • Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.

  • Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков.

  • Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой. Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо, действовать по инструкции взрослого.

  • Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в школу.

2 Трудности в целеполагании:

  • Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу.

  • Отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

  • Неумение ставить цели и преодолевать трудности.

3 Ошибки воспитательного характера:

  • Гиперопека или бесконтрольность.

  • Завышенные требования или отсутствие требований.

  • Отсутствие единых требований.

  • Вовлечение ребенка в семейный конфликт.

  • Негативное отношение к школе.

4 Социальная дезадаптация:

  • Трудности во взаимодействии со сверстниками и учителями.

  • Неумение адекватно выражать негативные чувства.

  • Непринятие классным коллективом, школьные конфликты.

 

Еще одной особенностью настоящего общества является рождение «нового поколения» - «поколения 2000-х годов» или «детей – индиго». Поэтому взаимодействие с такими учениками требует существенно нового подхода в обучении. Особенностью восприятия таких детей является эмоционально окрашенное отношение ко всем сферам жизни, в том числе и к учению. Поэтому базовым условием гармоничного развития личности школьника является поиск путей эмоционально-чувственной оптимизации учебного процесса.

Формированию мотивации в целом способствуют:

  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

  • построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

  • занимательность, необычное изложение учебного материала;

  • использование познавательных игр, дискуссий и споров;

  • положительно окрашенная эмоциональная речь учителя;

  • максимальное снижение негативного воздействия на личность ученика;

  • вера в возможности каждого ребенка;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;

  • вовлечение учеников в разработку сенсорной подачи нового материала для лучшего его понимания и запоминания.

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций.

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:

  • Что ты сам думаешь об этом?

  • Тебе нравится твоя работа, ответ?

  • Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?

  • Что тебе в этой работе удалось больше всего?

4.Социальные методы:

  • развитие желания быть полезным;

  • создание ситуации взаимопомощи;

  • сотрудничество и т. д.

5. Методическая помощь родителям:

  • Рекомендации по режиму дня, организации деятельности;

  • Рекомендации по выполнению домашних заданий;

  • Формирование единства требований;

  • Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания

     

    Учителю надо научиться решать следующие педагогические задачи:

    1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

    Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

    - создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

    - обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

    - опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем;

    - опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.

     

    Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание.

    В следующей статье представлены некоторые приемы повышения познавательной мотивации на уроках.

    Творите вместе со своими учениками. Успехов!

    Подготовила педагог-психолог Богдановская Виктория Викторовна.

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (06.06.2017)
Просмотров: 2042 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]