Четверг, 02.05.2024, 23:23
Главная » Статьи » Страничка психолога

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

   В последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». Активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой, как для самого ребенка, так и для его родителей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. Это достаточно новый диагноз, который ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания, импульсивностью и чрезмерной активностью. Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.

   Ученые пришли к выводу, что причиной СДВГ является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе, а также недостаточная зрелость лобных отделов коры головного мозга. 

   Наряду с нарушением внимания и повышенной двигательной активностью, появляются трудности планирования и организации различных видов деятельности. Большинству из них присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, неуверенность в себе, агрессивность, проблемы в коммуникациях и как следствие социальная дезадаптация. Поэтому данная проблема столь актуальна на сегодняшний день и требует комплексного подхода, взаимодействия специалистов: врачей-невропатологов, психологов, педагогов и родителей для своевременной психолого-педагогической коррекции.

   Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, "схватить" правильное направление, небрежен при выполнении школьных заданий. Ошибки чаще бывают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания.

   Иногда кажется, что ребенок не слушает. Это поведение обычно менее заметно "один на один".  Присутствует отвлекаемость на окружающие звуки и зрительные стимуляции, что другими сверстниками игнорируется. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими окружающими ребенка предметами.

   Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив,  бесцельно хватает различные предметы,  его пальцы постоянно производят легкие постукивания, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим.

   Одним из трех главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав ("речь опережает мысль"). Отмечено, что для девочек более типично наличие дефицита внимания без гиперактивности.

   У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. В отношении первых они агрессивны и требовательны. Дети школьного возраста очень чувствительны к поведению таких одноклассников и отвергают их дружбу. Родители часто жалуются, что их дети не имеют друзей и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.

   Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев. Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

2. Часто переспрашивает.

3. Легко отвлекается на внешние раздражители.

4. Путает детали.

5. Не заканчивает то, что начинает.

6. Слушает, но, кажется, что не слышит.

7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация "один на один".

   Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 6:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Чрезвычайно возбудим.

5. Чрезмерно разговорчив.

6. Задевает других детей.

   Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют следующие признаки:

1. Постоянно ерзает,  проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

2. Чаще бегает, чем ходит.

3. Суетлив, извивается и корчится.

4. Если что-нибудь делает, то с шумом.

   Другие диагностические критерии: проявление симптомов до 7 лет, продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.

   Но диагноз СДВГ может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и заключения других специалистов! Ведь проявление гиперактивности можно перепутать просто с активностью, с темпераментностью холерика  или с проявлением различных заболеваний.

   Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) и неврологические нарушения.

   Самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с СДВГ – это принять его таким, какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

Подготовила педагог-психолог Е.С.Ермакова

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (11.04.2014)
Просмотров: 825 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]