Суббота, 20.04.2024, 05:20
Главная » Статьи » Страничка психолога

Роль родителей в период подготовки к ЕГЭ

Роль родителей при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ

Сдача экзамена – это стресс.

 При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, он тревожен, его переполняет страх, снижаются его способности концентрировать внимание, запоминать, думать. В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. А вот повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги.

                Что чаще всего вызывает волнение перед сдачей экзамена?   

  • Сомнение в полноте и прочности знаний;

  • Стресс незнакомой ситуации; 

  • Стресс ответственности перед родителями и школой; 

  • Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;

  • Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность (быстрая утомляемость), неуверенность в себе, недостаток самоорганизации и неустойчивая работоспособность, синдром «отличника», гипертимность (чрезмерная быстрота выполнения заданий, стремление к результату в ущерб точности).

    Один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче единого государственного экзамена - это психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы поддержка основывалась на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

    Поддерживать ребенка – значит верить в него, т.к. в каждом человеке есть прирожденная способность преодолевать жизненные трудности.

    Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

    Подростки с низкой переносимостью стрессов – это тревожные, несамостоятельные учащиеся. Они боятся допустить ошибку, испытывают страх оценки результатов. На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда. Поэтому повышайте уверенность ребенка в себе, ведь чем больше он боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Подбадривайте детей, указывайте им на то, что они делают хорошо.

    Организуйте дома «рабочее» пространство.

  • Обеспечьте удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните, что обязательно чередовать занятия с отдыхом.

  • Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, они стимулируют активность работы мозга.

  • Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки. Один из которых создание позитивных целей. Например, «На экзамене я спокоен, внимателен. Я выполняю задания правильно.»

    Необходимо развивать умение распределять время. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.

                А еще ценна помощь  в заботе о сохранении здоровья.

    1. Питание:

  • Регулярное, но не есть перед сном.

  • Больше витаминов – овощей, фруктов, соков, лимонов и апельсинов.

  • Шоколад поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться. Но злоупотреблять сладостями не стоит.

  • Необходимо соблюдать питьевой режим (вода – нейтрализатор негативных эмоций, поддерживает энергетический баланс системы, т.к.её недостаток резко снижает скорость нервных процессов).

    2. Режим дня:

  • Если ребенок «жаворонок», не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания. Если ребенок «сова», дать возможность выспаться утром.

  • Сон 9 часов. Важно помнить, о том, что человеческие ресурсы не безграничны. Нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти (перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память).

  • Регулярные прогулки помогут сохранять энергетику, ясность ума, снизят утомляемость.

  • Очень благоприятны для снятия стресса занятия спортом. Это помогает контролировать гнев и помогает быть более рассудительным.

  • Перед экзаменом желательно, чтобы сон был 12-ти часовой, организму необходимо иметь ресурс для возможной перегрузки и эмоционального перенапряжения.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов:

В целях повышения защитных сил организма необходимо пить воду за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Второй проблемой при подготовке может стать нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом: «Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием». Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Для снижения статического напряжения рекомендуется легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку. Прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны.

Уважаемые родители, знайте, что моральная и психологическая поддержка, доброе внимание и забота, поднимут дух и уверенность вашего ребенка в собственных силах и помогут успешно преодолеть его первый и ответственный жизненный экзамен.

Педагог-психолог Виктория Викторовна Богдановская.

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (08.02.2017)
Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]