Четверг, 02.05.2024, 18:48
Главная » Статьи » Страничка психолога

Какая польза от "нельзя"?

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ «НЕЛЬЗЯ»?

 Слово «нельзя» малыш учится понимать одним из первых. С точки зрения маленького человека, ему нельзя делать множество интересных вещей. Эти взрослые без конца что-то запрещают! Конечно, любящей маме не хочется быть вечным ограничителем детской свободы, но ведь большинство запретов – необходимые требования безопасности. Вот и приходится часто говорить ребенку: «Нет!». Но тогда как же он сможет учится на собственных ошибках?

Запутавшиеся современные родители часто приводят в пример японскую систему воспитания, мол, у них детям все можно. Но это утверждение не совсем верно. Маленьким японцам действительно не говорят «нельзя!» до пяти лет. После чего ребенок идет в школу, где на него обрушивается масса ограничений и правил, обусловленных японской культурой и менталитетом. И не для всех такой «перепад давления» проходит безболезненно.

                Безусловно, запреты нужны. Помимо соображений безопасности, существуют еще и социальные ограничения. Маленькому человеку предстоит жить среди людей, желания и потребности которых противоречивы и не всегда совпадают. И только наличие общепринятых норм поведения делает это сосуществование возможным. Правило жизни в обществе: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». И с этим правилом желательно знакомится в семье. Пока ребенок маленький, ему разрешается многое, но с возрастом родители должны научится ставить ограничения. Если этого не сделать в семье, столкновение с реальностью будет болезненным. Вед окружающий мир – это не только любящие мама и папа. Жизнь порой обходится с нами довольно жестоко и не торопится выполнять все наши желания.

И все же категорических запретов должно быть немного. Родительские ограничения не должны противоречить основным потребностям ребенка. Повышенная активность, стремление ребенка все попробовать, во всем разобраться – это не что иное, как здоровый познавательный интерес, необходимая составляющая развития и получения новых знаний и представлений о себе и о мире.

Нельзя научиться ходить, не падая, и отрицательный опты – тоже опыт. Ребенку, которого чересчур заботливая мать не отпускает от себя ни на шаг, живется скучно, он не может сам себя занять, он лишен радости открытий. Вы ведь не хотите, чтобы у вас вырос такой тихоня? Но как установить нормы и правила, не высказывая при этом бунта у свободолюбивого чада?

 

1

«Нельзя» должно исходить от всех членов семьи без исключения. Если мама говорит: «Нет!», папа – по настроению, а бабушка: «Можно, но пока я не вижу», – это неправильный запрет. В подобной ситуации ребенок быстро осваивает приемы манипуляции и «вертит» взрослыми, как хочет. А потом родители удивляются, где их чадо научилось так мастерски хитрить…

 

2

Если есть возможность, всегда предлагайте малышу альтернативу. Например: «Да, рвать книжку нельзя, но вот тебе старая газета, ее рвать можно». Или: «Бегать по коридору детской поликлиники нельзя, а вот когда мы выйдем на улицу, там будет можно». В этом случае запрет не кажется чересчур обидным и категоричным для маленького исследователя.

 

3

Если слово «нельзя!» произносится взрослыми слишком часто, смысл его для ребенка утрачивается. Поэтому желательно использовать синонимы. Словом «опасно!» предупреждать малыша о вещах, которые способны навредить его здоровью и самочувствию. Познакомить ребенка с опасностью «в малых дозах», например, можно дать потрогать иголку, сопровождая это словами: «Острая! Опасно! Можно уколоться!» Произнеси эту фразу с тревожной интонацией. В ситуациях, не связанных с безопасностью, вместо «нельзя!» лучше сказать: «не надо!». Например: «Не надо рисовать на обоях, дергать кошку за хвост, не надо размазывать пюре по столу и т.д.» Прояви фантазию, следи за своим лексиконом – для малыша это важно.

 

4

Объясняйте ребенку причины запрета. Говорите приблизительно так: «Перебегать дорогу без светофора нельзя, потому что ты можешь попасть под машину, а это очень больно и страшно». Мы ведь не считаем наших детей глупыми, а значит, причину беспокойства запретов они способны понять, надо лишь не полениться объяснить ее. Однако не запугивайте ребенка, не стоит слишком утрировать последствия его неправильных действий.

 

5

Будьте последовательны, не поддавайтесь на детские провокации. Если что-то запрещено, то это решение окончательное и бесповоротное. И желаемое нельзя получить, прибегая к помощи истерики, нытья или уговоров. Если ребенок поймет, что может вами манипулировать, то потом вам будет трудно проявлять твердость.

 

6

Говоря о запретах, напоминайте ребенку его прошлый опыт, а также примеры из сказок или жизни знакомых. «Помнишь, те переел конфет и у тебя болел живот, может, не будем повторять?» Или: «Иванушке в сказке говорили: «Не пей из лужи – козленочком станешь!» Давай ты не будешь есть снег, мы же не хотим, чтобы ты превратился в кого-нибудь!»

 

7

И, наконец, не забывайте, с кого дети берут пример и у кого учатся правилам поведения. Нельзя запрещать ребенку что-то и самому не выполнять собственных запретов. Если мама бежит через улицу на красный свет, глупо думать, что сын в ее отсутствие спустится в подземный переход. Хотите научить ребенка самоконтролю – начните с себя. Ведь поговорку про яблоню и яблочко пока что никто не отменял…

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (07.08.2013)
Просмотров: 652 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]