Вторник, 21.05.2024, 07:29
Главная » Статьи » Страничка психолога

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

 Это не только очевидный момент привыкания ребенка к саду – насколько добровольно он туда идет, насколько спокоен и весел в саду и насколько сильно и долго виснет на маме, когда она пришла его забирать. Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни – аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическую лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» – это тоже форма адаптации.

Родители должны понимать, что адаптация – это не зло, с которым нужно бороться, не проблема, это ее решение, позитивный процесс подстройки человека к новым условиям. Поскольку это процесс, он должен проходить некие стадии. Вы регулярно должны видеть движение. Если процесс никак не меняется на протяжении 2-3 недель – значит, есть проблема, механизм адаптации не справляется со своей задачей.

К большому сожалению родителей, определить заранее, как у ребенка пройдет адаптация, невозможно. Дети активные, оптимистичные, общительные тяжело проходят этот период не реже, чем нежные и пугливые. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей, по которым можно дать верный прогноз, чего же ожидать родителям в этот период.

Хотя в целом, разумеется, дети, предварительно находившиеся в более стабильной обстановке, имеют преимущества в адаптации перед  детьми, чья жизнь на данный момент и без сада сложна. Так же более защищены от внешних обстоятельств и перемен дети, воспитуемые в принципах доверия, свободы, принятия.

Адаптация бывает разная, очень разная. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев, и до 6 месяцев может идти остаточный (не заметный невооруженному взгляду) период.

Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы.

Виды адаптации

Активная адаптация

Ребенок с первого дня нервничает, переживает, бурно реагирует на уход родителя, на то, что завтра снова в садик. Хоть такая адаптация и пугает маму, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель (т.е. где-то от первого дня до 14 накал страстей должен начать падать).

Отложенная адаптация

Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребенок добровольно и даже радостно, бегом, забыв поцеловать маму, уносится в группу. Счастливая мама расслабилась, успела погордится стойкости и психической стабильности своего чада, похвастаться знакомым и родственникам и тут – бац! – в одно прекрасное утро у ребенка скандал и рев, как у других был в первый день и далее по полной программе.

Около 35-40% детей адаптируются именно таким образом.

Пассивная адаптация

Самый коварный вариант, потому что многие родители не соотносят его с детским садом и вместо того, чтобы помочь ребенку адаптироваться, изменения в его состоянии объясняют другими, ложными причинами и борются с ними.

При пассивной адаптации приспособление к новым условиям идет не за счет психического ресурса, а за счет соматического – поход в сад и все, что с ним связано, может не вызывать у ребенка никакого негатива и даже наоборот только позитив, но появятся изменения в других, напрямую не связанных с садиком областях. Аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь, был ли у ребенка стул и какой).

И при активной, и при отложенной адаптации вполне могут встречаться элементы пассивного соматического реагирования.

Проваленная адаптация

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Но надо понимать, что не ко всем условиям человек может адаптироваться, и виновен тут не организм, и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства, к которым приходится приспосабливаться. В таком случае бессмысленно сосредотачиваться на процессе адаптации, надо менять условия, к которым ребенок адаптируется.

Если состояние ребенка плохое (нарушен эмоциональный фон, не меняется интенсивность негативной реакции на сад и\или есть общая соматическая реакция – нарушен аппетит, сон и т.п.), и никак не меняется на протяжении 2-3 недель – значит, в адаптации есть проблема – нагрузка на этот конкретный организм, эту конкретную психику выше, чем его способность подстроится. Тут обратимся к другим методам, к профессиональной помощи.

Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течение 1-2 месяцев – значит, надо в корне менять условия, это показатель того, что адаптация к предложенным условиям не возможна. Или ребенку не подходит конкретно этот сад (методы, кол-во детей в группе, режим и т.п.), или не подходит сад вообще (в этом возрасте или в принципе).

Быстрая адаптация

Адаптация, которой не было, быстро, гладко без проблем. В теории бывает, на практике не встречается. Бывает более легкая или более сложная адаптация, но чтобы ребенок с первого дня без каких-либо трудностей пошел в сад и так бы в него и проходил весь год – это феномен. Скорее всего, это или отложенная адаптация или пассивная.

Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, не зависимо от того какого она типа, занимает до 2-х месяцев (т.е. может занять 1 неделю, 3, 5, а может 2 месяца).

За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Это не значит, что он будет счастлив ходить в сад. Адаптированность к условиям и получение от них удовольствия – две большие разницы и не всегда они напрямую связаны.

Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Каким именно образом – зависит от того, в какой момент прервалось хождение в сад. Начинать все заново после выписки обычно не приходится, хотя, конечно, некоторый регресс есть.

Категория: Страничка психолога | Добавил: kpect (06.08.2013)
Просмотров: 721 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]