Понедельник, 10.12.2018, 08:17
Главная » Статьи » Страничка психолога

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z.

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z.

Особенности обучения нового поколения.

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание педагога и ученика. Как его достичь, если они представители разных поколений?

Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными и не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий, и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты, как развивается, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы.

Сейчас, по версии RuGenerations, в России живут представители пяти поколений:

• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)

• Поколение Х (1963–1984 г. р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)

• Поколение Z (c 2000 г. р.)

Большинство из педагогов принадлежат поколению Х, приходит новая смена педагогов, относящихся поколению Y, а все ученики – это поколение Z.

Поколению Х присуща ранняя самостоятельность (именно ее символом стал «ключ на шее»). Дети сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи представитель поколения X прибегает крайне редко и неохотно. Ценности, которые присущи данному поколению: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но главная ценность для него — возможность выбора.

Люди, принадлежащие к поколению Y, великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленниками. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Когда им говорят, что надо поработать десять лет в организации, и их труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется». И с этим стоит согласиться. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось, в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни. Главная цель их жизни — получение удовольствия в максимальном размере.

Поколение Z называют по-разному - центениалы, домоседы, молчаливое поколение, поколение «ЯЯЯ», цифровые люди. Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – другие.

Чем же отличаются представители поколения Z от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать со структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.

Что происходит часто на уроке?

Учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие. Однако, дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее. На основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная.

Итак, отличительные черты нового поколения.

Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводит к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации, как способа взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступающей как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

С одной стороны, поколение Z становится менее общительным, более погруженным в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированным. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе.

Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Соответственно, ученики становятся менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, постоянно ожидают от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают. Также отличительной чертой поколения Z является «витание в фантазиях».

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества. Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны.

 

 

Как учить поколение Z?

Педагоги и психологи обсуждают, как учить детей поколения Z. Старый принцип – прямая передача из уст в уста, от учителя ученику, неэффективен.

Уже с конца прошлого столетия на смену знаниево-ориентированному направлению в педагогику всё активнее стало приходить личностно-ориентированное, в котором миссия педагога, заключается уже не в передаче знаний, а в педагогической поддержке индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей. Диалог между субъектами образовательного пространства (педагогом и обучающимися) может включать совет, доверительное общение, совместное обсуждение, акцент на личных достижениях. Образование должно происходить посредством обретения «смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-мотивов», т.к. мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от практической ценности знаний.

Рассмотрим основные ориентиры в обучении нового поколения.

  1. Учащийся в центре внимания.

Молодые люди отказываются от образования: оно кажется им бессмысленным для будущей жизни, менее полезным, чем «свободное плавание в большом мире». Чем старше становится ученик, тем больше от него требуется изучения абстрактных «предметов» - мало связанных с реальной жизнью, и его личным видением себя в ней. Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии.

2. Применимость знаний.

Когда говорится о «полезности» знаний, под «полезностью» понимается отнюдь не то, насколько легко будет учащемуся сдавать выпускной экзамен. Такие результаты обучения все еще признаются обучающимися «важными» - но не являются определяющими, и, тем более, мотивирующими. Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

3. Время - главная ценность.

Время - большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом. Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь. Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала курса, или будут искать информацию где-то еще. Времени всегда недостаточно, терять его - неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время – ученики будут искать ее в независимых источниках, что многие педагоги также расценивают как «нежелание учиться как положено».

Поэтому использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Нужно разделить учебное время на промежутки по 20–25 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.

4. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс.

Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учебы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной. Четко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием.

Для Поколения Z текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты–выделены визуально. Кроме того, для этого поколения очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап.

Следует говорить коротко, писать развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.

Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

5. Главное – результат.

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно. Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному. Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными. Если в качестве результата учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене — вряд ли они будут уделять внимание действительно глубокому и системному изучению предмета.

Важно помнить, что сегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь. Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

6. Визуализация.

Прежде всего, любую информацию следует по возможности визуализировать. Необходимо сделать урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, компьютеры, интерактивные доски). Для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у поколения Z такая склонность выражена особенно сильно.

Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослеют в эпоху торрентов, демотиваторов и инфографики. Наглядность - главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о малом и большом кровообращении, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.

7. Устная речь.

Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.

Необходимо учить детей критически мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы.

Следует учитывать феномен детской многозадачности: использовать новые инструменты, в том числе игры и интерактивные занятия. Процесс урока нужно сделать более динамичным. Монотонная речь учителя и медленное расхаживание по классу - факторы, выводящие из равновесия поколение Z. Учитель, входящий в класс и медленно произносящий слова «Здра-а-а-вствуйте де-е-ети», в ту же минуту «теряет» этих самых детей. Потому что поколение Z лучше воспринимает быструю информацию. Учебный материал лучше подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.

На уроках можно использовать элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения»: технологию коллективного способа обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию проектного обучения, технологии смешанного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения.

Целесообразно включать в учебный процесс такие интерактивные формы, как круг-лый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, деловые игры, сasestudy (анализ конкрет-ных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс.

Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новизну и изменения в проведение занятий, что удержит внимание, заинтересованность современного учащегося на постоянно высоком уровне. А это, несомненно, повысит эффективность формирования и развития общеучебных умений и навыков обучающихся. Педагогу необходимо помочь ученикам преодолеть фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций (в качестве конкретных примеров теории).

8. Обратная связь.

Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.

9. Награды.

Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый школьный конкурс они привыкли получать награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.

10. Мудрое руководство.

Учащиеся не заклеймят педагога презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем педагога. Поэтому им лучше дать возможность продемонстрировать эти знания, в свою очередь они будут очень благодарны, если педагог проявит искреннюю заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Учитывая тягу представителя поколения Z к переменам, логично будет организовать учебный процесс таким образом, чтобы формы проведения занятий менялись. Внедрение новых интерактивных методов обучения, активное использование в учебном процессе инновационных технологий отвечает потребностям современных учащихся и повышает эффективность обучения.

Поколения сменяют друг друга, и к каждому поколению необходим свой подход. Поэтому педагогу стоит учитывать особенности развития и формирования поколения Z, пытаясь донести до него свои мысли, это поможет быстро ориентироваться в потребностях учащихся и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути. Особенность поколения Z состоит в том, что с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога.

Подготовила педагог-психолог В.В. Богдановская.

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (06.12.2018)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]