Суббота, 20.10.2018, 01:34
Главная » Статьи » Страничка психолога

Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей.

В настоящее время увеличилось количество обращений родителей по поводу «особого» развития ребенка. Иногда это уже дети с диагнозом, но очень часто истинную проблему родители не знают или не хотят принять факт наличия у ребенка расстройств аутистического спектра. Предпочитают посетить психолога, логопеда, но никак не психиатра. Мысль об отклонениях развития ребенка пугает, иногда вызывает чувство беспомощности, а иногда отрицание существующей проблемы.

Некоторое представление о людях с аутизмом формируют телепередачи и фильмы. Например, все мы помним "человека дождя" и аутичного героя из фильма "Куб", одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма "Восхождение Юпитера" мог расшифровывать сложнейшие коды. Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего вызывают интерес и даже восхищение.

Но специалисты, работающие с ними, видят совсем другое: беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения.

Часто диагноз РАС ставится в возрасте 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость.

Несмотря на то, что симптомы этого заболевания очень разнообразны и зависят от возраста, тем не менее, существуют определенные черты поведения, которые присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра:

  • нарушение социальных контактов и взаимодействий;
  • ограниченные интересы и особенности игры;
  • склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
  • нарушения вербального общения;
  • расстройства интеллектуальной сферы;
  • нарушенное чувство самосохранения;
  • особенности походки и движений, плохая координация движений,
  • повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.

Нарушение социальных контактов и взаимодействий является основной характеристикой поведения детей с РАС и встречается в 100 процентах. Они живут в своем собственном мире, некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников. Первое что может показаться странным маме, так это то, что ребенок практически не просится на руки. Грудные дети отличаются инертностью, малоподвижностью. Они не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. У них слабая реакция на свет, звук, они также могут редко улыбаться. Комплекс оживления, присущий для всех маленьких детей, у детей с РАС отсутствует или слабо развит. Малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки и другие стимулы, что часто имитирует глухоту. Как правило, в этом возрасте родители впервые обращаются к сурдологу. На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. Однако он проявляется далеко не у всех детей, а встречается в более тяжелых формах. Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека. У детей с РАС нарушена эмоциональная сфера. По мере взросления ребенок может углубляться в свой мир. Первое, что привлекает внимание – это неумение обращаться к членам семьи. Ребенок редко обращается за помощью, практически не пользуется словами «дай», «возьми». Он не контактирует физически - при просьбе отдать тот или иной предмет, он не дает в руки, а бросает. Таким образом он ограничивает свое взаимодействие с окружающими людьми. Большинство детей также не переносят объятий и других физических контактов.
Ограниченные интересы и особенности игры. Если ребенок проявляет интерес, то это, как правило, к одной игрушке или к одной категории (машины, конструктор и тд), к одной телевизионной передаче, мультфильму. При этом поглощенность детей однообразным занятием может настораживать, они не теряют к нему интерес, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство.
Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день. Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Дети с РАС с трудом понимают правила игры, им присуща концентрация при игре не на игрушке, а на отдельных ее деталях, им сложно заменять одни предметы другими или использовать в игре вымышленные образы, так как слабо развитые абстрактное мышление и воображение являются одними из симптомов этой болезни.

Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям) наблюдаются почти у всех детей с РАС. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии:

  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • включение и выключение света;
  • покачивание;
  • напряжение и расслабление конечностей.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будем играть?», ребенок повторяет «будем играть, будем играть, будем играть». Эти повторения неосознанны и прекращаются порой только после перебивания ребенка аналогичной фразой. Например, на вопрос «Куда идем?», мама отвечает «Куда идем?» и тогда ребенок останавливается. Часто наблюдаются стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок. Они приобретают характер ритуалов. Например, ребенок всегда идет одной и той же дорогой, предпочитает одну и ту же еду, одежду. Родители очень часто испытывают трудности при покупке новой одежды, обуви, так как ребенок отказывается мерить новую одежду, обувь или вообще заходить в магазин.

Нарушения вербального общения в той или иной степени, встречается при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще.
Иногда может отмечаться даже явление мутизма (полное отсутствие речи). Многие родители отмечают, что после того как ребенок начал нормально говорить, он замолкает на определенное время (год и более). Иногда даже на начальных этапах ребенок в своем речевом развитии опережает своих сверстников. Затем наблюдается регресс - ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом полноценно говорит сам с собой или во сне. В раннем детском возрасте может отсутствовать гуление, лепет. Также дети неправильно используют местоимения, обращения. Чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Например, вместо «хочу пить» ребенок говорит «он хочет пить» или «хочешь пить». К себе он также обращается в третьем лице, например, «Вове нужна машина». Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору, особенно рекламу. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы. Однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декларировать стихи.
Также речь детей с РАС часто характеризуется своеобразной интонацией с преобладанием высоких тонов в конце предложения. Нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

Расстройства интеллектуальной сферы наблюдается более чем в 70% случаев. Это может быть умственная отсталость или неравномерное умственное развитие. Ребенок с РАС проявляет трудности в сосредоточении, целенаправленности. Также у него отмечается быстрая потеря интереса, расстройство внимания. Общепринятые ассоциации и обобщения редко доступны. Тесты на манипуляции и визуальные навыки аутичный ребенок, как правило, выполняет хорошо. Однако, тесты, требующие символического и абстрактного мышления, а также включения логики, выполняются плохо. Иногда у детей наблюдается интерес к определенным дисциплинам и формирование отдельных сторон интеллекта. Чем ниже уровень интеллекта у ребенка, тем труднее его социальная адаптация. Несмотря на снижение интеллектуальных функций, многие дети сами обучаются элементарным школьным навыкам. Некоторые из них самостоятельно обучаются чтению, приобретают математические навыки. У многих надолго могут сохраняться музыкальные, механические и математические способности.
Для расстройств интеллектуальной сферы характерна нерегулярность, а именно, периодические улучшения и ухудшения. Так, на фоне ситуативного
стресса, болезней могут возникать эпизоды регресса.
Нарушенное чувство самосохранения, которое проявляется аутоагрессией, встречается у одной трети детей с РАС. Агрессия – является одной из форм реагирования на различные не совсем благоприятные жизненные отношения. Но поскольку при аутизме отсутствует социальный контакт, то негативная энергия проецируется на самого себя: характерны удары по самому себе, укусы самого себя. Очень часто у них отсутствует «чувство края». Это наблюдается еще в раннем детстве, когда малыш свешивается за борт коляски, перелезает за манеж. Дети постарше могут выскочить на проезжую часть дороги или спрыгнуть с высоты. У многих из них отсутствует закрепление отрицательного опыта после падений, ожогов, порезов. Так, обычный ребенок, упав или порезавшись единожды, будет избегать этого в дальнейшем. Природа такого поведения мало изучена. Многие специалисты предполагают, что такое поведение обусловлено снижением порога болевой чувствительности. Кроме аутоагрессии может наблюдаться агрессивное поведение, направленное на кого-либо. Причиной такого поведение может быть защитная реакция. Очень часто она наблюдается, если взрослый пытается нарушить привычный уклад жизни ребенка.

Особенности походки и движений. Нередко у детей с РАС наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками. Некоторые же передвигаются вприпрыжку. Особенностью движений аутичного ребенка является некая неловкость, угловатость. Бег таких детей может казаться нелепым, потому как во время него они размахивают руками, широко расставляют ноги.

Повышенная чувствительность к звуковым раздражителям наблюдается у большинства детей с РАС. Любые непривычные звуки, громкие звуки вызывают у ребенка тревогу, плач.

Школьники могут посещать как специализированные учебные заведения, так и общеобразовательные школы. Если у ребенка не отмечаются расстройства в интеллектуальной сфере, и он справляется с обучением, то наблюдается избирательность его любимых предметов. Однако даже при пограничном или среднем интеллекте у детей наблюдается дефицит внимания. Они с трудом концентрируются на заданиях, но при этом максимально сосредоточены на своих занятиях. Часто наблюдаются трудности с чтением (дислексия). В тоже время в одной десятой случаев дети с РАС демонстрируют необычные интеллектуальные способности. Это могут быть таланты в музыке, искусстве или уникальная память.

К детскому психиатру необходимо обращаться при первых же подозрениях на элементы аутизма у ребенка. Специалист, прежде чем протестировать ребенка, наблюдает за его поведением. Нередко диагноз аутизма не составляет затруднений (присутствуют стереотипии, эхолалия, отсутствует контакт с окружением). В то же время постановка диагноза требует тщательного сбора истории болезни ребенка. Врача привлекают детали о том, как рос и развивался ребенок в первые месяцы жизни, когда появились первые беспокойства матери и с чем они связаны.

Ребенок с РАС должен находиться под наблюдением детского психиатра, при необходимости получать медикаментозное лечение. В то же время будут полезными занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком, предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений. При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

Рекомендации при организации занятий:

  • в определенном месте, в определенное время,

  • место, чтобы в зрительном поле ребенка было минимум объектов (стол стоит лицом к стене),

  • положение педагога «рядом», а не «напротив»,

  • формирование и соблюдение ритуалов,

  • занятие состоит из понятных ребенку блоков, запоминает блоками, т.е. маленький объем, должна быть пауза,

  • усиление визуальных ориентиров,

  • не допускать перегрузки сенсорными раздражителями,

  • всегда должна быть определенная последовательность,

  • чередование заданий, которые нравятся ребенку с обучающими,

  • приучать к оценке,

  • использование условного «таймера» (чтобы ребенку было понятно, сколько надо выполнить заданий): карточки, кружочки;

  • все действия комментируются, им придается смысл.

При организации занятий важно пространство сенсорно обустроить так, чтобы подготовить к чтению, письму, использовать метод поощрения (приятным для ребенка действием). На начальном этапе вместо оценок можно использовать картинки, наклейки. При усвоении абстрактных понятий нужны конкретные подкрепления. Учитывать, что дети с РАС учатся не на своих ошибках, а на правильно выполненном действии, ему нужна помощь в выполнении задания, а не наказания.

Основная задача специалистов нашего центра - оказание психологической поддержки родителям, информирование, привлечение к коррекционной работе, помощь в организации пространственно-временной среды, в которой живет и развивается ребенок, а также создание специальных условий для занятий.

Рекомендации родителям.

  1. Постепенное приобщение к новым видам деятельности.

  2. Работа с собственной тревожностью (И.Млодик «Чудо в детской ладошке»).

  3. Четкие схемы, ритуалы.

  4. Наглядный материал, фотографии.

  5. Активизация в середине занятия.

  6. Предъявление адекватных требований.

  7. Расширение позитивного социального опыта.

  8. Родителям ребенка с РАС важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

  9. Ознакомление с такими методами работы, как МАКАТОН, PECS, АВА-терапия.

Тем, кто столкнулся с данной проблемой, очень полезно будет ознакомиться с книгой Е.А. Янушко «Игры с аутичным ребенком» — это обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Еще одна цель книги — информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов.

 

Статью подготовила педагог-психолог Е.С. Ермакова.

Категория: Страничка психолога | Добавил: dooc4759 (08.10.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]