Пятница, 19.04.2024, 08:02
Главная » Статьи » Страничка логопеда

Как помочь своему ребенку говорить правильно?

Развитие речи ребенка находится в тесной зависимости с его физическим, психическим  и интеллектуальным развитием. Часто болеющие различными инфекционными болезнями, физически ослабленные, педагогически запущенные дети нуждаются в помощи специалистов. Однако не все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, могут ее получить, в силу различных причин: это и занятость родителей, и отсутствие специалистов в местах проживания, и материальные затруднения, и т.д. Дефекты речи бывают разными по сложности, и в легких случаях заботливые родители могут сами заниматься со своим ребенком.

С чего начать?

Все навыки, в том числе и навык правильной речи, приобретаются в семье. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Поэтому очень важно, чтобы с раннего возраста ребенок слышал вокруг себя речь правильную, отчетливую. Взрослые должны следить за темпом своей речи, не искажать слов, четко произносить каждый звук, не «съедать» слогов и окончаний в словах. И как бы вас не умиляли «неправильности» детской речи, неуместна «подделка» под детский язык. Особенно четко нужно произносить незнакомые новые для ребенка и длинные слова. Приучите малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родителям необходимо знать, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Об этом мы писали на нашей страничке в статье «Нормативы речевого развития от 0 до 5 лет». Если его речевое развитие на низком уровне, необходимы занятия с логопедом.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, короткая подъязычная связка и др. Чтобы предупредить дефект звукопроизношения, необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранить дефект, лечить зубы.

Важная роль в овладении речью принадлежит слуху. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость магнитофоны, телевизор), а при заболевании органов слуха – своевременное лечение не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Поберегите еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускайте чрезмерно громкой речи, крика. В холодную погоду на улице лучше не разговаривать. Приучайте дышать через нос, предупреждайте хронический насморк.

Если ребенку исполнилось 5 лет и у него отсутствуют 1-2 звука, можно попытаться ему помочь самим (при условии сохранного слуха и нормального речевого аппарата малыша).

На первом этапе необходимо развить его слуховое внимание. Очень важно научить дошкольника хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные задания и игры. Например, предложите ребенку закрыть глаза и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы или из кухни и т.д. Что ты слышишь?

Предложите ребенку потрясти баночкой с пуговицами, коробкой с гвоздиками, постучать карандашом о стакан и т.д. Потом повернуть ребенка спиной и производить эти звуки самому. Ребенок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук. Научите ребенка различать силу, высоту голоса; выделять какой-то один звук в наборе слов. Например: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р» в словах». Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на «а», кто придумает больше слов, тот выиграет».

Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Цель упражнений – укрепление мышц языка, улучшение подвижности губ. Если упражнения делать ежедневно по 2-5 минут, речь вашего ребенка значительно улучшается. Появившийся звук необходимо закреплять. На это тоже нужно время. Сначала закрепляется изолированно (например, порычи как тигр – р-р-р; а как мотор рычит, и т.д.), затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Методика описана в литературе, рекомендованной для родителей, логопедов и воспитателей детских садов. Литературы очень много на современном рынке, много информации в интернете.

Занимайтесь с ребенком дома. Читайте книги, заучивайте стихи, рассматривайте иллюстрации, задавайте вопросы, что изображено на картинке и т.п., предлагайте пересказать рассказ, сказку, беседуйте с ним на различные бытовые темы, доступные его пониманию.

Расширяя его кругозор, вы тем самым будете способствовать быстрейшему овладению правильной речью. Ваши усилия не пропадут даром.

Статью подготовила учитель-логопед Девятерикова К.Л.

Категория: Страничка логопеда | Добавил: dooc4759 (17.09.2013)
Просмотров: 823 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]